Байкал 1980 год.
После длительной зимней подготовки всё началось внезапно. Транспорт до Иркутска пообещали только в понедельник 17 марта, но в среду 13 марта меня нашёл Виктор Санаров. В это время я встречал старшего брата, который прибыл к нам в отпуск. Виктор сообщил, что на Братский алюминиевый завод пришли две машины, которые должны идти в Иркутск. Пришлось срочно из телефона-автомата звонить в справочную БрАЗа, нашёл начальника снабжения, договорились, что он будет иметь нас в виду утром на отправку машины для нашей команды.
14 марта.
Утром в 8:00 ко мне пришёл Валентин Титаренко, как мы договаривались. Позвонили начальнику снабжения в 8:30 – машин нет. В 9:00 – машины пришли, могут захватить нас попутным грузом до Иркутска. Время сразу быстро полетело. Валентин пошёл встречать машины. Я зайдя к Волобуеву Валере пошёл на водно-спортивную станцию. В 13:30 загрузились, а в 14:00 поехали.По дороге я вспоминал, как всё начиналось. Как сконструировали первый буер - вернее сварили металлическую конструкцию, на неё поставили вооружение от ЯЛ-6 и в хороший ветер гоняли на ней всей толпой. Пока один раз нас хорошо не перевернуло. Коньком чуть не убило Виктора Санарова. Хорошо, что попало по спине, а не по голове, тем более что все были без касок. Поэтому было принято решение утилизировать данную конструкцию. Техника безопасности стала на первом месте.
Затем появились чертежи в журнале «Катера и яхты». Приступили к строительству буеров DN 60. Однажды в журнале "Катера и Яхты" прочитал, что один товарищ прошёл на буере от Волгограда до Камышина за несколько часов. Поэтому 1 мая, придя на водноспортивную станцию, вооружил свой буер, поскольку был хороший западный ветер и я решил прокатиться до посёлка Нижний, примерно 60 км, как раз там проживали родители жены. Позвонил домой, Катя, моя жена, была не против (уже привыкла к моим чудачествам). На берегу находился Олег Загайнов, спросил –«ты куда?», я ответил –«к тёще на блины». Погода хорошая, скорость отличная, поэтому за 3 часа добежал до посёлка. По дороге удачно проскочил все торосы. Естественно, родственники были очень удивлены, сидя за праздничным столом, когда появился ниоткуда я - собственной персоной. Часа через три под окном промелькнули две каски. Следом в дом вошли Олег и Валентин. Решив, что одному идти опасно, они решили меня подстраховать. Ночью завьюжило. Наутро нам уходить,на море снег, пурга, сильный ветер, видимость плохая набило много снежных пирогов (сугробов). Пошли в лавировку, чтобы не потеряться в ограниченной видимости. При переходе через одну из трещин сломали деревянный конёк на одном из буеров. Вышли на траверз горы «Монастырка» - 1 буер пришлось оставить на льду. Пошли в залив на берег, в зимовье. При подходе к берегу искупались в воде, так как пошли уже забереги. Переночевали в зимовье. Утром вернулись домой. Так закончился первый буерный поход. Он много дал драгоценного опыта. В голову закралась идея большого похода по озеру Байкал. Я списался с Лимнологическим институтом, получил полезные сведения о ледовой, снежной обстановке, ветрах и много другой важной информации для похода на зимнем Байкале. Тем более, мы уже ходили по нему летом 1977 года на 2 швертботах класса М. Началась подготовка. И вот мы, - Валерий Волобуев, Валентин Титаренко , Николай Горбовский и я Леонид Гершень на двух машинах уже едем навстречу мечте. Машины были только до Ангарска. Но ребята- водители смогли договориться с начальством, и мы без перегрузки поехали в п.Листвянка. По дороге на Байкальском тракте нас остановили сотрудники ГАИ: -« Проезд грузовому транспорту без разрешения запрещён». Переговорил с сотрудниками ГАИ, показал документы, маршрутный лист спортивно-агитационного похода. Комсомольские дела были в почете. Пообещали на обратном пути водителей не задерживать. Прибыли в п. Листвянку в 18 часов. В доме контрольноспасательной службы (КСС) никого. В окне веранды газета на которой написано, что пришла телеграмма на имя Горбовского Николая - умер отец. Быстро разгрузились, и Коля с этими же машинами уехал в Иркутск. Ночевать негде. Я пошёл звонить на турбазу искать ночлег. Ребята остались разбирать вещи. Пока я искал возможность, где заночевать, ребята распорядились по-своему: выставили стекло на веранде дома КСС, открыли дверь и расположились на веранде по-походному - на санях.
16 марта.
Ночь прошла спокойно, в спальниках тепло. Утром собрали буера. В 15:00 вышли на лёд. К нам прибежал мальчишка лет десяти уговорил прокатить. Вот наверное и будущий буерист.
Мы чувствовали себя первопроходцами, но увы, когда собирали буера, к нам подошла бабушка, осмотрела всё внимательно и говорит: - «Мы на таких штуках – на санках, как подует ветер, в Коты ездили(поселок в 18 км от п. Листвянки). Мы поняли, что на Байкале люди давно использовали силу ветра и лёд в повседневной жизни.
17-18 марта.
Дни ушли на подготовку. Побывали в Лимнологическом институте. Прибыл начальник КСО Миша Баранов. Познакомились с местными ребятами «бредящими» парусами - Лёней Шубиным, Виталием Бариновым.
19 марта.
В 10:00 вышли на лёд, ветер 2-3 м в секунду, температура воздуха 17 градусов. По чистому льду буер идёт хорошо, но при таком ветре в основном идём под "спинакером" -от слова спина, тащим за собой. Начитавшись и наслушавшись о коварных пропаринах (промоинах) расположенных вдоль берега, сразу ушли подальше к середине озера.
20 марта.
Вышли в 9:30. Первая ночевка на льду прошла нормально. Ночью постоянно просыпались от пушечного грома - трещал лёд. Порой как бабахнет, кажется, что под тобой разошёлся лёд. По радио передают ветер 5-8 м в секунду юго-запад. Только весь день больше 2-3 не поднимался. Идём серединой Байкала. 18:00 встаём на ночёвку. С первого дня родилась традиция на весь поход: при остановке на ночлег, первым делом, бурим лунку , причащаемся Байкальской водой и только потом оборудуем стоянку. Один кричит: - «я центр» (Самая Почётная должность держать центр при разбивке палатки), второй - чертит круг, и разбиваем шестигранник, сверлим отверстия, ставим каркас из труб. Всё с расчётом, чтобы на льду ветром не унесло наш дом. Внутри ставятся сани (спальное место), справа от входа печка. Два алюминиевых бидона по 3 л ставятся внутрь, а снизу греются примусами. КПД на морозе повышается. Варка пищи происходит в 2 раза быстрее. Дежурный ложится с краю - ему удобнее утром не вылезая из спальника разжечь примус. Через 5 минут в палатке плюсовая температура. Пока дежурный готовит завтрак можно поваляться. Команда подъём, завтракаем, сборы и в путь.
Три дня 21, 22, 23 марта
Идём с таким же успехом, то едем, то топаем. Уже появилась шутка: «не на буерах по Байкалу, а с буерами». Много времени уходит на перетаскивание через торосистые поля. На хорошем ходу, коньки попадают трещину, и буер идёт как по колее. Естественно конёк гнётся, следует остановка, небольшая рихтовка и дальше. Температура воздуха днём в 17-18 градусов, ночью до 27. Бывали и казусы….. идущий впереди Валера при переходе через торос резко отпрянул и упал на спину. «В чём дело?» « Вода» -ответил он. Не может быть, толщина льда 90-100 см. Заглянув за Торос поняли - лёд такой чистоты, что с первого взгляда кажется вода. Надо уходить к берегу, необходимо отметиться в п. Бугульдейка. При приближении к берегу ветер усиливается, встретили машину рыбоохраны, по их словам до п. Бугульдейки километров 35-40.
24 марта.
Подъём, как всегда, в 6:00. Много времени уходит на сборы, укладку и увязку саней. Погода радует – дует, вышли в 8:00, идём хорошо. Опять остановка. На буере Валеры упала мачта, плохо закрепил талреп. Ещё один урок -надо тщательно проверять вооружение перед выходом. В 12:00 подошли к берегу у посёлка Бугульдейка. Остановились в доме лесника. Хозяева уехали по делам, дома бабушка и внучка, оставили у них снаряжение, а сами пошли в посёлок, отметили маршрутку, дали телеграммы. Задерживаться некогда, выбились из графика. Переночевали у лесника Анатолия, наслушались рассказов о рыбалке в Малом море, попробовали расколотку (расколотый свежемороженый омуль с солью с перцем) - вкуснотища.
25 марта.
Простившись с гостеприимными хозяевами, в 9:00 в путь под «спинакером». Только в 12:00 задуло. Через 2 часа уже перескакиваем через небольшие торосы практически без остановок, время подгоняет. От берега далеко не уходим, поняли , что к середине озера ветер стихает, его практически нет. Сильно задерживают сани! При каждом небольшом повороте, они начинают скользить поперёк и на скорости зацепившись за любую льдинку, переворачиваются, затем следует установка, и так - то одни, то другие. Но всё равно к 18 часам были у Ольхонских ворот (пролив в малое море). Вот что значит, когда дует ветер и хороший лёд!
26 марта.
Утром, как всегда, ветра нет. Но ждать хуже, чем догонять…. идём под "спинакером". К обеду задуло. День без приключений. Вошли в Малое море. Ночью задула Горная. Хорошо, что палатку поставили под обрывом и придавили камнями. Палатка от порывов ветра всю ночь приседала.
27 марта.
Метеостанция передала - ветер 10-14 метров в секунду, порывами до 20. С утра ремонтировали сани, вышли в 11:15. Прогноз не оправдался, ветер слабый с разных направлений. Чистый лёд с небольшими мелкими торосами. Встали на стоянку 19:00 не доходя километров 15 до посёлка Онгурены.
28 марта.
Подъём в 6:45. Ветер северный. До п. Онгурен добежали за 30 минут. Сходили в посёлок с Валерой, отметили маршрутку, отправили телеграммы. В сельском совете сказали, что общественной бани нет. Вернувшись на берег, решили пересечь Байкал, ветер позволяет. На другой стороне турбаза «Максимиха», там в должности директора наш тренер - Иозас Ботирюс. Расстояние 40 км, наивно решили, что проскочим это расстояние за час или полтора. Прошли траверз мыса Хобой, ветер затем выключился, и мы оказались среди снегов.
29 марта.
Подъём в 6:30, завтрак, сборы. Ветер северо-запад до 8 м секунду. Решили уходить за остров Ольхон. Километров через пять, перейдя трещину, шириной до 60 см, наткнулись на сплошной плотный снег. В бинокль просвета не видать. Начали проход к берегу в сторону Малого моря, через торосистые поля тащили буера и снаряжение на бичеве. Вышли на чистый лёд. На ночёвку встали в 18:00.
30 марта.
Как всегда подъём в 6:30. Завтрак, сборы. Температура воздуха 8 градусов. Ветер слабый. До 13:00 дует с переменным успехом. К 15 часам задул северо-запад 10-12мс. Только раскатились. Решили заночевать на острове Ольхон. На подходе к Острову увидели скопление машин – рыбаки. Заложили галс в берегу материка, вернее пока хорошо дует, решили выбираться из моря малого. На одном из порывов ветра вписался в сугроб и мачта сломалась……с днём рождения Лёня!. Вот это подарок ко дню рождения! Собрали осколки, сложили в буер, прицепили за буер Валентина, а сани к буеру Валеры, покатили к берегу. В 17:00 подошли к берегу. Разбили лагерь. Валера занялся праздничным ужином, мы с Валентином ремонтом мачты. До темна занимались мачтой.
31 марта.
До обеда продолжали ремонт. Вышли в 13:00. Ветер северо-запад 13 м секунду. Мачта держится. Возле мыса «Кобылья голова» большая промоина, возле второго мыса тоже промоина. Курс на мыс «Крест». Остановились возле трещины, которая проходит вдоль Ольхонских ворот, посоветовались, нашли место, где можно на скорости перескочить трещину. Я первый перескочил трещину и не успев прокатить 100 метров, боковым коньком провалился под лёд, одновременно зарывшись носом. Я не понял, как расстелился на льду. Встал на четвереньки, лёд подо мной достаточно толстый. В паре метров от меня ещё одна промоина. Буер Валеры одним коньком тоже провалился под лёд. Валентин успел развернуться перед самой полыньей. Хорошо осмотревшись, поняли, что находимся среди пропарин. Они расположены примерно в метре друг от друга, некоторые покрыты тонким льдом, подо льдом белые пузыри и ледок, как бы вспученный. Поэтому местные жители называют их вспучинами. Представляют собой перевёрнутую воронку на льду. На дне озера имеются тёплые ключи и теплая вода, приподнимаясь кверху, как бы просверливает лёд. Интересное явление - вспучина, а в метре от неё может быть лёд от 30 сантиметров до полуметра. Такой же лёд на счастье оказался перед моим буером - метра два- три до большой промоины. Как-то надо выбираться! Привязав верёвку к коньку буера, с трудом выдернули его на лёд. Теперь сани - они одним полозом ушли под лёд, держались только потому, что были пристегнуты к буеру. Дело к вечеру, мы в проливе Ольхонские ворота, может и Сарма задуть. Перескочить трещину назад невозможно. На наше счастье, с берега острова Ольхон подошли люди, один из них тоже успел провалиться ногой, но выскочил. Начали медленно, определяя толщину льда по трещинам уходить назад, мой буер при отходе вновь попал коньком в пропарину, но это уже проще. Мужики оказались с катеров, что стоят на отстое и готовятся к навигации, помогли нам перетащиться через трещину. Оказалось, что эти вспучинны имеются везде. Ночевали у катеристов. Большое им, человеческое спасибо!
1 апреля.
Вышли в 11:00. Капитан показал нам, как выйти из пролива. И мы, постоянно присматриваясь ко льду, вышли за мыс «Крест». Ветер попутный, постепенно усилился и наши буера понеслись, перелетая через трещины и торосы. Несколько раз переворачивались и разлетались сани. В 16:30 сняли паруса, ветер порывами до 20 мс. Идём стоя на буере без парусов 15 км в ч. Остановились в 18:00 на мысе «Голый».
2 апреля.
Подъём попозже - в 7:00. Завтрак, сборы, ветер так и не разгулялся. Идём под "спинакером". Солнце палит, как на юге. В 17:00 встали на ночлег. Небо стало затягиваться тучами, ветер усиливается. Ночью что-то будет...
3 апреля.
Ещё ночью поняли, что идёт снег с ветром. Подъём в 6:00. Ветер стихает. Снег лежит сплошным покрывалом до самого горизонта. Глубина нового снега до 10 сантиметров. Утром приходится долго собираться - необходимо просушить палатку, так как температура на улице минус 7 градусов и за день палатка так замерзнет, что придётся разбирать топором. В 10:00 ветер до 10 метров в секунду Горная. Ветер усилился, пурга. Идём по компасу в лавировку. Я влетел в трещину, прошёл в 2 метрах от места прохода Валентина. Поперечину развернуло, пришлось набивать новые балки. Пошли дальше. В 16:00 на буере Валентина лопнула поперечина. Остановились на ночёвку. На ветру поставили палатку. Без кошек невозможно стоять на льду - сдувает. Внутри палатки для усиления поставили два гика. К вечеру ветер немного стих.
4 апреля.
День ремонта. Отремонтировали поперечину, установили на буер. Получилась непроизвольная дневка.
5 апреля.
Вышли в 10:30. Ветра ноль. Снежные «пироги», небольшие прогалины чистого льда. Идём под "спинакером" в "лавировку" между снежными «пирогами». Большое торосистое поле, метров 200. Перетаскиваем втроём по одному корпусу, одному не справиться. Остановились на ночевку в 17:30.
6 апреля.
Подъём как обычно. Настроение приподнятое, дует верховик до 10 МС. Вышли в 9:00. Снежные сугробы и торосистые поля сильно сдерживают скорость, но при попутном ветре это плюс, не дают сильно разогнаться. Через 14 км перелетая через торос врезался коньком под льдину, поперечину скрутило коньком верх. 40 минут ушло на ремонт, поехали дальше. Примерно километров за 5 до мыса «Соболева» почувствовал, что сани слишком сильно тормозят, даже по чистому льду. Оказалось, что поломалась труба полоза (протёрлась об лёд). Пришлось погрузить сани на буер и ехать, словно ямщик на козлах. Ребята далеко впереди. Остановились, дождались меня. Мои сани перегрузили на сани Валентина, и я свободный покатил дальше. 12:30 подошли к берегу за судоверфью пос. Листвянка. Как раз обед! Можно пообедать наконец-то в столовой! Подошли местные ребята, пока они катались, мы пообедали. Поперечина на буере Валентина полностью треснула. Поставили его буер на сани и попутным ветром покатили до «Крестовки». Возле берега Крестовской пади при резком порыве ветра опрокинулся Валькин буер вверх килем, поперечина сломалась. Валера в это время, успев отцепить сани, просто катался в своё . При одном порыве ветра у него упала мачта, сломался уголок крепления вантпутенса. Все любопытные, стоявшие возле моего буера мигом оказались на дороге, как бы чего не вышло и с моим.
Так закончилась наше первое путешествие по зимнему Байкалу. Свой буер я отдал Шубину Леониду, для скорейшего развития буера на Байкале. Правда, это очень не понравилось моим товарищам по команде. Пришлось доказывать, что это и есть миссия спортивно- агитационного похода. В дальнейшем Лёня Шубин с друзьями очень помогали нам при организации и проведении дальнейших путешествий. Но это уже другие истории…..
Журнал спортивно-агитационного похода на буерах по озеру Байкал. Руководитель похода Л.Гершень. Фото В.Волобуев.
P.S. Сорок лет спустя.
Дима Качин.
« Сегодня утром вспоминал, Как в 9 лет вы меня на буере катали, задолго до начала парусного движения на Байкале. Жили вы тогда на спасательной станции в распадке Крестовка, где церковь
ВОСКРЕСЕНЬЕ! 16 марта 1980 года был воскресенье. Это дата рождения моей парусной жизни. Я сидел дома и делал домашнее задание, нам задали сделать часы из картона.
Смотрю в окно, а на Байкале паруса, как так!? Ну и помчался посмотреть. Вы меня прокатили и сказали-«настоящий буерист» . Так «заразу» и подцепил на всю жизнь. Это мне 9 лет было. А когда 14 исполнилось, Лёня Шубин в школе зимой повесил объявление о наборе в парусную школу и тогда уже понеслось, и почти сорок лет продолжается.»
Скачать статью в PDF
|