13:37
Осенняя регата 2022 год. Третий и Четвертый этапы. Действие третье.

Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Лермонтов.

Да, братцы мои, вот и добрались мы к третьей части нашего литературного триптиха в прозе. События разворачиваются прям по классическим канонам композиции и законам жанра, — пролог, завязку, основное действие прошли, теперь же события достигают наивысшей точки напряжения, назревает кульминация и развязка. В прошлые выходные прошли Первый и Второй этапы Осенней регаты, о которых описано и можно почитать здесь >> Судейская коллегия опубликовала предварительные результаты Первого и Второго этапов, и вот! И вот вам здрасти, — Гандикап! Да, есть такое в парусном спорте, — называется гандикап. Это вроде оптического обмана, или другими словами — "не верь глазам своим." Яхта Сарма зрительно финишировала позже своих основных соперников по группе, но по исправленному времени с меньшим гоночным баллом выходило, что в Первом этапе, или если угодно — заезде, в своей группе оказывается на Втором месте, а во Втором этапе и вовсе на Первом, удачно воспользовавшись своей форой. Меконг по результатам двух заездов оказался на третьем месте, и неожиданно отказывается продолжать участие в Осенней регате, огорчив всех участников соревнований. За кулисами прослушивался легкий ропот недовольства этим пересчетом и исправленным временем, и даже стали раздаваться крамольные призывы отказаться от гандикапа и считать результат по факту. Ну, а команда Сармы с еще большим рвением и энтузиазмом рвалась в море испить чашу Победы до дна. Нам нужна была победа любой гандикапой, усталость поражений уже набирала критическую массу.

 

Старт Третьего этапа намечался на субботу 17 сентября 2022 года. Неделей раньше Второй этап финишировали уже потемну, и оставили Сарму в Падуне, договорившись, что назавтра уже посветлу Андрей с Антоном перегонят  яхту на свою стоянку в город, а остальная команда во главе с капитаном поехала на свои зимние квартиры. Но на следующий день разыгрался нешуточный шторм, ветер с порывами больше 20-ти метров в секунду поднимал огромные, кипящие пеной, волны. Наши перегонщики сделали вялую попытку выйти в море, но в итоге пришлось от перегона отказаться, чтобы не подвергать экипаж и яхту неоправданному риску. И Сарма дожидалась своей команды всю неделю в Падуне. В этот год погода вообще удивила, за все лето вода не прогрелась до температуры комфортного купания. Только чуть нагреется вода на поверхности, тут же налетает шторм и перебалмушивает всё с ледяной из глубин. В августе вообще как зарядила непогодь, целый месяц не видать было Солнца. Ветер нагонял с моря хмурые тучи и город осыпало колючим, уже не летним дождём. 
И вот суббота 17-го сентября. Утром приезжаем в яхт-клуб, там нас уже дожидаются Андрей с Антоном, как будто никуда и не уходили. Они с пятницы уже на яхте, допоздна проверяли вооружение, такелаж, рангоут. Всё проверили на четыре раза, всё приготовили к регате, на сон вместо молитвы прочли Гоночную инструкцию и с новым спокойствием совести отбились до утра. Немного устали, конечно, но ребята молодые, крепкие, небольшой отдых и они снова в строю в отличной форме, готовые к борьбе со стихией и соперником.

И что-ж вы думаете? Всю неделю бушевала непогодь, обещая веселуху на гонке, и тут зараз стихает в аккурат перед самым мероприятием. Штиль. На разводе судейская бригада предлагает два этапа провести в один день по укороченному маршруту. Но яхтсмены идею не поддержали, из-за нежелания опять поздно финишировать. При такой погоде вообще трудно предсказать, на сколько может затянуться мероприятие. Третий этап, на построении объявили маршрут то ли с Третьего, то ли с Четвертого этапа, то ли полный, то ли укороченный  по Гоночной инструкции. Несколько раз повторили, но яхтсмены народ дотошный, и еще долго переспрашивал у судей и друг друга, куда гонимся, и по какому маршруту? В конце концов с хитрицой решив для себя идти туда, куда все пойдут. Труднее всех при такой тактике приходится, конечно, авангардистам, им надо действовать напролом, без оглядки, так сказать.

Выходим в море, небо хмурое, всё затянуто облаками, которую неделю уже не видим Солнца. Стороной пробежал небольшой дождик. Немного начало раздувать, ветер Запад до 3 м/с, хотя бы так, совсем-то без ветра скучновато под парусом. Три минуты до старта, все готовят спинакеры на попутный курс. Со спинакером зрелищность гонок выигрывает, провожающие с берега могут на память оставить красивые снимки яхт, накинувшими красочные "платки" — паруса. У нас в команде изменения, не смог принять участие в регате баковый матрос Олег, который уже успел набрать опыт и был очень кстати в работе с парусами. Малым составом стартуем, на баке Антон и Андрей, Вера на шкотах, капитан на руле, военкор занимается журналистской деятельностью и тоже на подхвате, подмене по обстоятельствам. 

  Полминуты до старта, немного замешкались матросы на баке с настройкой парусов, Виктория, Альфа, Алиса быстрее всех ставят свои спинакеры, выигрывая важные мгновения старта. Гонка началась. С тактикой ничего особого выдумывать не приходится, ветер по заливу ровно идёт, и дружной ватагой рвемся к 101-му бую. Хотя погодь, вдоль правого берега потянул легкий бриз, судя по ряби на воде, и наши соперники поприжались ближе к берегу, в надежде выскочить на бризе из залива.  Эти парни свой залив изучили вдоль и поперёк, знают все хитрости и из-под какого кустика задует. Справа от нас лидирует Алиса, слева Альфа, впереди всех Виктория, ну и мы недалёко, сидим на корме у Виктории, стартонув не совсем в своём стиле. Тут, видимо, сыграло свою роль и неукомплектованность состава, и некоторая усталость на этапе подготовки к Третьему заезду гонок.    

 Ради этих минут восторга, вспышки страстей, надежд на победу было положено столько труда, столько усилий всей команды, что нормальный сухопутный гражданин может сильно удивиться и вполне справедливо посчитать яхтсменов за ненормальных. А в этих минутах старта сконцентрирован весь смысл жизни яхтсменов-гонщиков. Выйти, всех обойти и первым быть на финише. Ну и что? — спросите вы. И действительно, нет ответа-то нормального. Анекдот такой вспомнился: — Кузнец Левша приходи к царю, — Вот, батюшка, блоху подковал. — И кладет на стол перед царем ма-аленькую блоху.  Царь видит блоху на столе, ногтем - раз, и раздавил, и спрашивает, — Ну, и что? ...  

Да-а, не особо удачный старт получился и у наших друзей на яхте Касатка, что-то они вообще перемудрили, зайдя поглубже в залив перед началом гонки, и потом мы еще долго могли любоваться их красивым парусом в бинокль со своей кормы.

 Карат с нами борт о борт идёт. В команде Карат трое юнг, и, очевидно, это не первый их поход, уверенно откренивают яхту, улучшая ходовые качества, сидя на рубке. Будущие яхтсмены, море оно такое, если влюбит в себя, то это уже на всю жизнь. Самая верная любовь - это любовь к морю, изменить ей невозможно. По крайней мере в статистике таких случаев еще не зарегистрировано.

Между тем, гонка уже идёт полным ходом. Все взяли курс фордевинд, а наш основной соперник Ирбис выбрал другую тактику, и пошёл курсом бакштаг. Меряет залив от берега к берегу, и, похоже, скорость на таком курсе значительно выше нашей. Пока мы тянем напрямки посреди залива, они успевают добраться до нас накручивая зигзаги от берега к берегу. Вот тут они первый раз пытаются проскочить перед самым носом у Сармы, и даже капитан им идёт навстречу, уваливая яхту под ветер, уступая дорогу, но всё равно проскочить не получается, и во избежание столкновения приходится свернуть с намеченного пути. Но от своей задумки не отказались, и со второй попытки Ирбис, с позволения рулевого Сармы проскакивает и уходит под левый берег, зрительно отдаляясь от генерального курса и 101-го буя. Вот такая хитрая тактика, нормальные герои всегда идут в обход. И что самое удивительное, у них получилось. У 101-го буя на выходе из залива Ирбис настигает лидеров гонки Викторию, Альфу и Алису. Сарма уступает авангарду с полминуты. Но, закаленная в тяжких испытаниях поражениями, команда Сармы не теряет бодрости духа, и веры в победу.

  На 101-ом буе через 18 минут после старта.
После 101 буя можно считать, дебют закончен, и партия переходит в фазу задумчивого мительшпиля, когда тактика уже уступает в значимости стратегии, теперь она выходит на первый план.

Раскинулось море широко,
И волны бушуют вдали…
Товарищ, мы едем далеко,
Подальше от нашей земли.

У нас, собственно, и стоит сейчас на повестке задача — подальше от берега и поближе во-о-н к тем ребятам в желтых майках лидеров. После 101-го команда вспомнила про горячий чай. Кок, как и обещал, быстро гоношит на камбузе, запаривая чай с ароматными травами, нарезает бутерброды, и порционно выдает "на гора". Завтрак на ходу, теперь некогда рассиживать в уютной кают-компании.

Предвкушая горячий чай, то ли команда, то ли яхта сама добавила ходов и буквально в три-четыре минуты Сарма подтягивается к нашим лидерам, прям на глазах сокращая отрыв. Чудеса, да и только.
Кому-то могут показаться скучными и однообразными вот эти снимки яхт на море, особенно для людей материкового образа жизни, для них это вроде натюрморта морской тематики, застывшая композиция. И только участники этих событий увидят величественную красоту морской стихии,  могут ощутить динамику, накал страстей, драматизм и восторг этих мгновений. Море, море — мир бездонный, пенный шелест волн прибрежных ...
 

Касатка всё так же у нас по корме, но уже прилично сократила отрыв, неспешно догоняет лидеров гонки. На попутных курсах у отстающих есть свой изюм, они лучше видят ситуацию впереди, и еще плюсом ловят первый ветер. Так что от них можно ждать любых сюрпризов в любой момент. Как, например, у нас случилось в Первом действии с Алисой, но не будем о грустном, у команды настроение на Победу. На что еще обратить внимание, у Сармы есть некоторая фора в виде меньшего гоночного балла, что влияет на исправленное время, по которому и определятся победитель. А на коротких дистанциях, что там каких-то 27 морских миль, влияние этих баллов уменьшается, поэтому нам никак нельзя далеко отпускать своего соперника, чтоб тем не хватило привезённого времени для победы.

Осень. 
Унылая пора! Очей очарованье!
Осень, даже яхты сбиваются в косяки. Сарма в пятерке лидеров.
Идем по треугольнику: 101 буй -> Пляж Зяба -> Ангарская деревня -> 101 буй. Вот такой незамысловатый маршрут придумали нам организаторы. Ближе к двенадцати часам ветер вообще стал стихать даже менее 1м/сек. За два часа после страта добираемся до первого знака у Зябы. 11:42 огибаем знак, уступая Ирбису двенадцать минут. Слабый ветер — не наша стихия. После знака убрали спинакер, идем под стакселем и генуей. Под двумя стакселями, — это первый раз такой эксперимент на моей памяти. Потянул ветерок и к середине речки уже даже разгоняемся временами ажно до 7-8 км/ч. Особо заняться нечем команде, рулевой рулит, паруса стоят, свободное время заполняем чаепитием и поеданием запасов, заготовленных в поход. Да что там- заготовлено, на яхте всегда запасов провианта в избытке, неделю команде спокойно можно дрейфовать, не сходя на берег. Пока мы расслаблялись, неожиданно разгоняется Касатка и обходит нас, и портит нам настроение своей дерзкой выходкой. Дальше ничего особо интересного не происходило. Пьём чай, любуемся морскими пейзажами.   

Неповторимое очарование, красоты достойные кисти Айвазовского.

Около 15:20 огибаем 101 буй и направляемся опять в в сторону пляжа Зяба, делаем петлю и на финиш.
Ну а ветерок поприбавил оборотов и разгоняет нашу Сарму уже до 13 км/час. Вот так-то нам нравится больше.
А море потемнело, потемнело сине море, пошла небольшая волна. И было-то не жарко до этого, а тут даже руки стали зябнуть. Команда покрепче приоделась, головы поглубже упрятали в капюшоны. Смотрим — курс, ветер, парус. Рулевой в этот поход испробует разные комбинации вооружения, сейчас опять под тремя парусами, в помощь стакселю подняли еще и генакер.

16:33 огибаем знак на пляже Зяба. Минут 10-15 всё ёщё проигрываем Ирбису. Стараемся выжать все для хода, всё для победы, но Ирбис никак не хочет уступать. Матёрые волки,  если вцепятся — не выпустят.

Перст указующий. — Догнать! И перегнать!
Но догнать, а тем более перегнать лидеров, а главное — наших соперников Ирбис, уже не реально.  


 

 

 

Эндшпиль.
17:30 На траверсе 101 буй, авангард уже подтягивается почти к финишу. Теперь задача быстрее, с меньшим разрывом во времени проскочить залив. Ветер встречный усложняет задачу. Лавировочка, команда старается четко выполнить каждый манёвр, чтобы не терять хода. Сейчас важно всё, одна минута может решить всё.

 

 

В 18:01 финишируем. Вот он мячик, к которому весь день гнались. Настроение немного подскисло, что отпустили Ирбисов, но еще ничего не известно. Примерно знаем, что проиграли минут двадцать, но хватит ли нам этих двадцати минут, неизвестно никому. Встаем с краешку на боны, убираем, складываем паруса, наводим порядок. Капитан с брасовым матросом опять сбегают в город на танцульки, мы втроем остаемся с ночевкой на яхте. Что бегать туда -сюда, завтра Четвертый этап. Готовим ужин, в гости к столу подсели вовремя друзья с яхты Касатка, и вместе приятно скоротали вечерок. У нас всегда есть о чём поговорить, что вспомнить, где-то пошутить, где-то и приврать.

Продолжение этой эпопеи в следующем выпуске. Коротко никак не получается. Видео думаю смонтировать в отдельный один файл, и вклеить в эту же статью.    

Категория: Яхты | Просмотров: 79 | Добавил: asm | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar